![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #1 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
История отечественной фото- и кинотехники
История и этапы развития советского фотоаппаратостроения : http://www.photohistory.ru/index.php...07248170259168
Очень интересно. В 1918 году начался набор студентов в «Высший институт фотографии», расположенный в Петрограде. Это был первый подобный институт Европы, в котором готовили будущих фотографов. Из-за высокой популярности данного направления открывалась масса клубов для фотолюбителей. "К концу 1925 года было опубликовано около 20 первых советских научных работ по вопросам фотохимии и оптики (силами следующих коллективов - ГОИ, лаборатории по фотографии и фотохимии при Московском межевом институте, Аэрофотоинститута, преобразованного из Аэрофотопарка в 1925 году, V фотографического отдела РТО, возрожденного после революции проф. В.И. Срезневским)." Первая советская (а возможно и единственная) фотокамера ФотоГОЗ, 1925, формат кадра 18х24 : https://i4.imageban.ru/out/2019/08/2...96e112a1e1.jpg, https://kyegoshin.livejournal.com/3107.html. В 1926 году начали отлив стекла для оптики по советским наработкам. Первый завод, разрабатывавший и производивший камеры в СССР - Государственный Оптический завод, Ленинград. С хронологией мне пока не совсем ясно, в разных источниках разрозненые данные. Первая серийная фотокамера СССР - Фотокор № 1 (копия Zeiss Ikon Maximar), начало серийного производства 1930 год https://rw6ase.narod.ru/index1/kino_...1/fotokor.html. Но первые камеры собраны в 1929 на Калужском электромеханическом заводе https://picturehistory.livejournal.com/4740434.html (здесь много фото и данных). Поначалу использовали импортные объективы и затворы. В 1931 была выпущена первая партия затворов ГОМЗ. В 1933 все камеры оснащались отечественными затворами и объективами. С 1930 по 1940 было выпущено около миллиона камер Фотокор-1. Выпускали три варианта камер - 1А, 1В, 1С, отличающихся затворами. Несмотря на имевшиеся недостатки, Ф-1, как пишут, по разрешению сравним с современными 50-70 Мегапиксельными камерами - благодаря большому размеру фотопластинок 9х12 см. Я в этом сомневаюсь, разрешение объективов было невелико, всего 20...8 двойных линий/мм по центру и краям, так что общее разрешение могло быть 2х120х15=3600 по горизонтали, 2х90х15=2700 по вертикали, по всему полю около 10 Мпикс - что тоже неплохо. Лучшего качества объективы, несомненно, обеспечат намного большее разрешение - фотопластинки (или листовые фотоплёнки) это позволяют. Последний раз редактировалось Kraft; 27.10.2024 в 19:17. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #2 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Не понравилось мне чисто хронологическое рассмотрение моделей. Снова буду идти по моделям конкретных изготовителей.
ЛОМО. Начало : Российское акционерное общество оптического и механического производств РАООМП - 1913, завод открыт в 1914. Государственный оптический завод ГОЗ - 1921. Государственный оптико-механический завод ГОМЗ им. ОГПУ - 1930. Во время Великой Отечественной на ГОМЗ были сброшены 1915 зажигательных и 22 фугасные бомбы крупного калибра, разорвался 41 артиллерийский снаряд, погибли 1499 работников завода из 2600 списочного состава. 1962 год - создано Ленинградское объединение оптико-механических предприятий (ЛООМП) в составе ГОМЗ, заводов "Прогресс", "Кинап", и ООМЗ (опытного оптико-механического завода). 1965 - переименовано в Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО. История подробно и интересно описана здесь : https://www.lomo.ru/company/history/rozhdenie-zavoda/ https://www.lomo.ru/company/history/stanovlenie/ https://www.lomo.ru/company/history/sorokovye-rokovye/ https://www.lomo.ru/company/history/gomz-na-podeme/ https://www.lomo.ru/company/history/...e-obedineniya/ https://www.lomo.ru/company/history/put-flagmana/ https://www.lomo.ru/company/history/...kh-usloviyakh/ О предприятиях, вошедших в состав ЛОМО : https://www.lomo.ru/company/history/...nnykh-zavodov/ Предприятие выпускало большую номенклатуру изделий, от астрономии и обороны до ширпотреба. Понятно, фотоаппараты не были главной заботой, но выпускались миллионами : только Смена-8М сделано более 8 млн - абсолютный мировой рекорд. Камера Ленинград (1956) получила золотой приз на всемирной выставке в Брюсселе 1958 г. Пионер (1934) - улучшенная Лейка. Первые камеры называют ВООМП (1933) - это были копии Лейки. Далее уже улучшенный Пионер начали делать на Московском заводе Геодезия. В 1934 та же камера стала производиться на Харьковском заводе ФЭД по названием ФЭД. http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/pioner.html Подробнейшим образом расписано здесь : https://liveviewer.ru/2015/08/1200-f...rad/#gsc.tab=0 Камера выпускалась вплоть до 1953 года. Последний раз редактировалось Kraft; 27.10.2024 в 19:20. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #3 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Турист (1934-1940)- пластиночная пластмассовая клапп-камера (это складной фотоаппарат, у которого оправа объектива связана с корпусом системой подвижных рычагов и фокусировочным мехом. Такая конструкция, характерная для среднего и крупного форматов, позволяет сохранять компактность камеры в сложенном состоянии, несмотря на большие размеры кадра и фокусное расстояние объектива. Взято здесь, более подробно : https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D1...1%D1%82%D0%B8).
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/turist.html Камера подробно рассмотрена здесь, со множество фотографий : https://fotoussr.ru/cameras/turist/ Для тех, кому лень пройти по ссылке : снимал на фотопластинки 6,5х9 см, объектив Индустар-7 3,5/105 мм, ЭФР 41 мм, 10 лепестков диафрагмы (!), разрешение центр/край 27/14 линий (значит, разрешение снимка соответствует примерно 10 Мпикс матрице - хотя, по большому счёту, о пикселах говорить некорректно), выдержки затвора 1/25, 1/50, 1/100 с, В и Д. Затвор самовзводный - взводится по мере нажатия кнопки спуска затвора, потом срабатывает. В сложенном состоянии аппарат имел габариты примерно как у Зенитов. Складные чудеса ![]() Шахта с матовым стеклом фокусировки - тоже складная, кожаная. В сложенном состоянии почти не занимает места. Кассет к Туристу прилагалось 6 штук. Каждая весила больше 90 граммов - т.е. даже для 6 кадров требовалось больше полукилограмма кассет. Для 36 кадров нужно 3,3 кГ кассет. Вот такая планида была у фотографов ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #4 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Лилипут (1937-1940, ЛОМО) - детский фотоаппарат.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...0/liliput.html Более подробно : https://fotoussr.ru/cameras/liliput/ Камера реально лилипутская ![]() "Лилипут" - почти полная копия немецкой Sida Standard. Фокусное расстояние объектива 38 мм, ЭФР 48 мм, светосила 1:9, линз всего одна. Выдержки однолепесткового секторного затвора 1/15 с и В. Размер кадра 24х24 мм. Использовалась плёнка типа 135 (35-мм плёнка в кассете, но с защитным ракордом). Тип 135 придуман Фирмой Кодак. Плёнки делались на целлюлозной основе, горели бурно с вонючим дымом. В детстве делали из них ракеты, обернув фольгой и поджигая с одной стороны. Существовавшие форматы плёнок можно глянуть здесь : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A...0%B8%D0%BF-135 Пользоваться камерой было не так и просто, начиная с заправки плёнки. Рычаг спуска затвора, например, был двойного действия, срабатывал при его перемещении в обоих направлениях. Никаких блокировок от повторной экспозиции не было. Перевод кадра - по номерам кадров, появляющимся в окошке. Корпус камеры довольно хрупкий, ну так карболит, да ещё довольно тонкий. Цвет был поначалу чёрный, только в последних выпусках стали делать коричневый. Печать фотографий с пленок "Лилипута" возможна с помощью специальной фото-увеличительной приставки, которая использовала переднюю часть аппарата как объектив. Можно было сделать фотографии до 62х65 мм. Последний раз редактировалось Kraft; 27.10.2024 в 19:22. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #5 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Спорт (1937-1940, ГОМЗ) - зеркальная камера.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/sport0.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/sport/ Вторая в мире по времени запуска в производство 35-мм (полнокадровая, как сейчас говорят) зеркальная камера, и первая - по дате показа первого прототипа (1934). Конкурентом была немецкая (Дрезден) камера Kine Exakta, пущенная в производство в 1936. По характеристикам она превосходила "Спорт" - имела больший набор выдержек (от 1/1000 до 12 секунд), и светосилу объективов Zeiss Tessar 50/2,8 или Zeiss Biotar 58/2,0 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A...BA%D1%82%D0%B0. Абсолютно первой зеркалкой (производство с 1933) была среднеформатная камера Exakta VP под роликовую фотопленку тип 127, с форматом кадра 40х65 мм. "Спорт" рассчитан на работу со сменными объективами (байонет), но их выпуск не было налажен. Комплектный Индустар-10 имел светосилу F:3,5, диафрагмировался до 16 или 22. Дифрагма 8-лепестковая. Затвор с металлическими шторками, диапазон выдержек от 1/25 до 1/500 с (или 1/300) и В. Два видоискателя - телескопический, и зеркальный матовый (очхор качества) с шахтой и лупой. Всего было изготовлено около 19 тыс. камер. Последний раз редактировалось Kraft; 27.04.2023 в 23:08. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #6 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена (Модель-1) (1939-1941, ГОМЗ).
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...0/smena39.html Складная камера, ничем не похожая на все последующие модели "Смена". Тоже простейшая, как "Лилипут". Объектив двухлинзовый "Перископ" или трёхлинзовый "Триплет", 50 мм, тёмный F:6,8, с фиксированным фокусом, зона резкости от 1,2 или 2 м до бесконечности. Затвор с самовзводом давал две выдержки - 1/50 (или 1/100 или 1/125) и В. Непонятно, регулировалась ли диафрагма. Плёнка вставлялась свёрнутым рулоном, без катушек. Перемотка кадров - по меткам на вращающемся ролике. В общем, сделать фото таким аппаратом - та ещё задача. Не завидую тогдашним фотолюбителям. Единственные достоинства камеры - невысокая цена и относительная доступность. Все модели "Смена" : https://fotoussr.ru/cameras/smena/ https://www.monetnik.ru/obuchenie/an...at-smena-sssr/ Смена-6 была моим первым фотоаппаратом. Очень хорошая камера, за свою цену. Не помню, зачем потом сменил её на Смену-символ - наверно захотелось чего-то нового, курковый перевод плёнки завлёк, что ли ? Ничем она оказалась не лучше, наоборот : курковый перевод тугой, частенько рвалась перфорация. Много позже дошло, что надо было всего лишь ослабить прижатие плёнки - во всех камерах сзади стоит подпружиненная пластина, прижимающая плёнку к направляющим, чтобы она не "пузырилась". Поджать плоские пружины - и все дела... |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #7 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Малютка (1940-1941, ГОМЗ) - улучшенная версия "Лилипута".
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f.../maljutka.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/maliutka/ Основное отличие от "Лилипута" - контроль протяжки одного кадра, в результате не требуется плёночный ракорд. Плёнки с ракордом были в дефиците, ракорд снижал число кадров до 12 - без него стало вмещаться плёнки до 48 кадров (рекомендовано 32). Ещё одно существенное отличие - задняя крышка стала фиксироваться защёлкой, у Лилипута она держалась только на силе трения. Характеристики. Плёнка тип 135 (без ракорда). Размер кадра 24х24 мм. Объектив однолинзовый, светосила F:9, диафрагмы нет, ЭФР 48 мм. Фокус фиксированный, от 2...3 м до бесконечности. Затвор с самовзводом, однолепестковый, выдержки 1/50 с и В. Печать фото до 62х65 мм с помощью спец приставки, передняя часть камеры используется как её объектив. Вызывает удивление, что при таких скудных возможностях фото всё-таки делались. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #8 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Комсомолец (1946-1951, ГОМЗ) - зеркальный, двухобъективный, среднеформатный.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...omsomolec.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/komsomolec/ http://bar90cameras.ru/komsomolec-obshhaja-informacija Первая в серии таких камер : потом были Любитель, Любитель-2 и Любитель-166. На Любитель я заглядывался по молодости : большой кадр 6х6 см (формат 120) обеспечивал лучшее качество фото, чем киноплёночный формат 135. Но (как же без этих "НО" ![]() ![]() Производились 4 модификации камеры : 1946-1947 годы – со счетчиком кадров и объективом Т-21 1948 год – без счетчика кадров с объективом Т-21 1949 год – с объективом Т-22 1950-1951 – с модернизированным затвором и объективом Т-22. Объективы : Т-21 трёхлинзовый, светосила 6,3, фокусное 80 мм, Т-22 трёхлинзовый, светосила 6,3, фокусное 75 мм. Диафрагмирование - до 16. Это съемочные объективы. Объектив видоискателя : светосила 4,5, фокусное 75 мм. В этой модели объективы видоискателя и съемочный были не связаны. Видоискатель был очень светлым, но фокусировка по нему не делалась - только по шкале расстояний. До 1950 г. затвор имел выдержки 1/25, 1/50, 1/100 сек и В. С 1951 добавились 1/10 и 1/200 с. Более подробно - по приведённым ссылкам. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #9 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Момент (1952-1954, ГОМЗ) - первый отечественный фотоаппарат одноступенчатой ("мгновенной") съемки.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/moment.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/moment/ Ещё фото : https://www.sovtech.su/2022/06/28/%D...5%D0%BD%D1%82/ Инструкция : http://www.sovietcamera.su/src/Moment_manual1.pdf В 1948 г. Полароид начал производство аппаратов "моментальной" съемки Polaroid Land 95. Готовый снимок получался через несколько минут после съемки. ГОМЗ получил задание создать аналог, что и было сделано к 1952 г. Камеру-то сделали, но химпром не смог обеспечить её фотокомплектами в достаточном количестве - только к 1960-м годам раскачался. Но было поздно... "Момент" делал снимки размером 8х10,5 см - довольно большой размер для этого типа камер. Следствием был большой вес камеры 2 кГ и большой её размер. Принцип работы можно прочитать по второй ссылке. Использовался специальный комплект : плёнка из двух лент, (одна фоточувствительная - негативная, другая бумажная - позитивная, с закреплёнными на ней капсулами с пастообразными химикатами), и лака в пробирке для укрепления снимка. Один комплект - на 8 снимков. При нормальной температуре один снимок проявлялся 3 мин. Камера красивая, выглядит очень солидно, сделана качественно. Пользоваться ею было не слишком просто, а результат не блистал качеством - оно и понятно : хотя бы потому, что серебро переносилось (диффундировало) с фотоленты на бумажную ленту через слой реагента, что приводило к размытию мелких деталей. Неидеальность слоя реагента тоже влияла. И думаю, что долговечность снимков была невысокой. Техданные. Светочувствительность комплекта 32 (45 ?) ед. ГОСТ. Объектив тёмный, Т-26 6,8/135, ЭФР 44 мм, диафрагма до 22. Минимальная дистанция фокусировки 1 м. Фокусировка - по шкале расстояний. Затвор центральный, с предварительным взводом, выдержки 1/10, 1/25, 1/50, 1/100, 1/200 с и В. Видоискатели - рамочный и зеркальный. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #10 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Послевоенные фотокамеры "Смена".
Производились ГОМЗ (далее ЛОМО) и Белорусским механическим заводом (ММЗ, в последующем - БелОМО). Не считая самой первой, довоенной, было 19 моделей Смены - правда, некоторые практически не отличались друг от друга - например, лишь наличием/отсутствием автоспуска. Смена (1953-1962, ГОМЗ, с 1958 - ММЗ). http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...ty0/smena.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena/ Выпущено 1,7 млн экземпляров. Удачная (как и практически вся серия) дешёвая камера для начинающих. Тем не менее, давала достойное качество фото. Характеристики. Объектив Т-22 (какое-то дублирование названий? У Комсомольца был такой же тип), 4,5/40, диафрагма до 22. Объективы были с просветлением и без него - до сих пор о просветлении было не слышно. Затвор центральный, как у всех Смен, выдержки от 1/10 с до 1/200 с и В. У некоторых партий был синхроконтакт, как пишут. Автоспуска нет. Вес камеры около 290 г. Обратной перемотки плёнки нет, вместо этого использовались 2 кассеты. Закончилась плёнка - снял приёмную кассету, и в проявку. Так и безопаснее - при случайном открытии задней крышки засветится лишь небольшой участок плёнки между двумя кассетами. Видоискатель светлый, давал картинку больше, чем ФЭДы тех лет. Задняя крышка не откидная, а съемная. Остальное - по второй ссылке. Последний раз редактировалось Kraft; 03.05.2023 в 17:36. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #11 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-2 (1955-1962 ГОМЗ-ЛОМО, с 1957 ММЗ-БелОМО).
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena2.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-2/ От Смены отличался лишь наличием автоспуска и синхроконтакта. Остальные функции и характеристики те же. Произведено 1,5 млн экземпляров. Единственным неудобством у двух первых моделей Смен был рычаг (не кнопка) спуска затвора - он слабо выступал из объектива, приходилось цеплять его ногтем (помню-помню ![]() Смена-3, Смена-4 (1958-1960, ГОМЗ). http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena3.html http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena4.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-3/ Отличия от 1-2 моделей : классическая кнопка спуска затвора на верхней панели, рычажный перевод кадров. Все характеристики совпадают с 1-2 моделями. Курок был слева, плёнка по-прежнему двигалась справа налево. 3-я мод. отличается от 4-й отсутствием автоспуска и гнезда синхронизации вспышки. Рычажный механизм получился ненадёжным, поэтому производство 3-4 мод. быстро свернули, продолжили выпуск 1-2 мод. Надо сказать, что нижние выдержки 1/10 и 1/25 с слишком длинны для съемки с рук, потому нужен штатив. Штативное гнездо было на всех моделях, но с нестандартной резьбой 3/8", требовался переходник. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #12 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-М, Смена-2М (1961, ММЗ).
Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-m/ Это первые камеры ММЗ с собственными доработками : вместо рычажка спуска затвора сделали более удобную кнопку на объективе, которая одновременно освобождает стопор протяжки кадра (у предшественницы для этого была отдельная кнопка), и изменили ряд выдержек : 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250 с и В - более точно выдержано изменение на 1 EV. Отличия моделей - в наличии у 2М автоспуска. Гнездо синхронизации вспышки было у обоих моделей. В остальном это те же Смена и Смена-2 - объектив, корпус и пр. Объективы - просветлённые. После них ММЗ стал производить фотокамеры только собственной разработки. Смена-5 (1961-1962) ГОМЗ. http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena5.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-5/ Первая из серии основательно переработанных камер "Смена". Изменилось почти всё - корпус, объектив, направление движения плёнки, ряд выдержек и др. Объективы все - просветлённые, это серьёзно улучшило их контраст и светопропускание. Для удешевления уменьшена светосила объектива до F:5,6, отсутствует автоспуск, ряд выдержек начинается с 1/30 с, в комплекте нет футляра. Не думаю, что это дало существенное снижение цены, тем более что расширение номенклатуры объективов оправдано лишь при их широкомасштабном производстве. Видимо, поэтому модель быстро ушла из производства. Кратко параметры. Объектив Т-42, диафрагмы от 5,6 до 16, фокусное 40 мм. Затвор от 1/30 до 1/250 с и В, с гнездом синхроконтакта. Спуск затвора теперь - кнопкой на верхней панели, взвод затвора - рычагом на объективе. Обратной перемотки плёнки нет, по прежнему используются 2 кассеты. Вес камеры около 300 г. Последний раз редактировалось Kraft; 04.05.2023 в 12:36. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #13 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-6 (1961-1969), Смена-7 (1961-1971), ГОМЗ, с 1965-ЛОМО.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena6.html http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena7.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-6/, https://fotoussr.ru/cameras/smena-7/ Мой первый фотоаппарат - Смена-6, куплен родителями то ли за 13, то ли за 15 руб. До того, отец иногда давал мне в пользование свой Зоркий-6 - редко и ненадолго ![]() Конструкция та же, что у 5-й мод, но характеристики выше. Объектив Т-43 светлее - F:4, фокусное 40 мм. Выдержки в диапазоне 1/15-1/250 с и В, есть автоспуск и гнездо для вспышки. Ну, по ссылкам полное описание. Любопытно, что на основе бракованных корпусов (неужели их было достаточно ?) был разработан набор «Юный Фото-Конструктор» (ЮФК-1), из которого можно было сделать фотоаппарат, фильмоскоп, диапроектор или увеличитель : https://fotoussr.ru/wp-content/uploa...1280_thumb.jpg. Не знал. Всего было сделано около 2 млн 6-й модели. 7-я модель отличалась лишь отсутствием автоспуска. Однако поначалу она должна была стать флагманом линейки - за счёт встроенного экспонометра https://fotoussr.ru/wp-content/uploa.../iND9232VE.jpg. Но не сложилось - производитель экспонометров "Ленинград" не мог сделать необходимое число комплектующих (рассчитывали на 700 тыс.). А жаль - получился бы аппарат, обходящий многие на ту пору более дорогие марки. Последний раз редактировалось Kraft; 04.05.2023 в 21:50. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #14 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-8 (1963-1971), Смена-9 (1967-1971) - ЛОМО.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena8.html http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...y0/smena9.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-8/, https://fotoussr.ru/cameras/smena-9/ От 6 и 7 моделей отличаются лишь внедрением обратной перемотки плёнки, и изменением способа блокировки протяжки плёнки после каждого кадра. Вплоть до 7-й модели, блокировалось зубчатое колесо, которое удерживало плёнку за перфорацию (было несложно порвать перфорацию, приложив большее усилие). С 8-й мод. блокироваться стала сама головка перемотки. Внедрение обратной перемотки объясняют требованием английской фирмы ТОЕ, которая собиралась импортировать Смену-8. По сути, фишка бесполезная, к тому же рукоятка перемотки была неудобной - маленькой и тонкой. Хорошо, сохранили возможность по-прежнему ставить две кассеты. А вот изменение способа блокировки было весьма полезным. 9-я мод. отличалась лишь отсутствием автоспуска, отчего была на 2 рубля дешевле - 11,5 против 13,5 руб. Смен-8 было изготовлено примерно 2,1-2,4 млн. шт., 9-й мод., возможно, 88 тыс. шт. У более поздних моделей зачем-то изменили удобный и наглядный последовательный способ цифровой маркировки. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #15 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-Рапид, Smena SL (1968-1977) - ЛОМО.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...ena_rapid.html http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f.../smena_sl.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-rapid/, https://fotoussr.ru/cameras/smena-sl/ Фотокамеры с кассетами быстрой зарядки. Отличаются тем, что SL делалась для германского рынка, у неё есть синхроконтакт и направляющая для причиндалов (вспышка, дальномер и пр.). Кассеты быстрой зарядки - бестолковое изобретение. Выигрыш по времени копеечный, зато в эту кассету помещается всего 12 кадров 24х36 мм. Работает это так. Кассета похожа на обычную, но без центральной оси, на которую наматывается плёнка, и без отверстий в торцах. Такие кассеты ставятся с двух сторон камеры - одна с установленной на заводе плёнкой, вторая пустая. Торец плёнки подводится к прорези на боку приёмной пустой кассеты, а далее ведущие звёздочки цепляют перфорацию и заталкивают плёнку в пустую кассету. Внутри этой кассеты плёнка сама сворачивается в рулон, скользя по круглым стенкам. Из-за трения, внутрь кассеты стабильно получается всунуть только 12 кадров, отсюда и ограничение. При зарядке плёнки, желательно самому завести торец плёнки в пустую кассету, иначе она может просто упереться в край щели. Обратной перемотки конструкция кассет не предусматривает. В СССР система не получила распространения - что понятно, тем более кассет производилось очень мало. Большая часть из 660 тыс. экз. обеих моделей (в сумме) была продана за рубежом. Эти модели имели тот же объектив и затвор, что предыдущие : Т-43 4/40 , выдержки 1/15-1/250 и В. Дизайн новый, более современный. Спуск затвора - клавишей с мягким длинным ходом. Высота корпуса меньше, чем у других моделей Смены - нет выступающей из кассеты оси и привода перевода кадров к ней. Камеры с такой системой кассет : Зоркий-12 выпускался, и Силуэт Рапид-Авто (ММЗ) разработан, но не пошёл в производство. Были несколько интересных разработок автоматизированных камер на их базе - см. последнюю ссылку. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #16 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-8М (1970-1995), ЛОМО - самый массовый и долго выпускавшийся аппарат.
http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...0/smena8m.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-8m/ Серьёзно модернизированная 8-я модель. По уму, её нужно было нумеровать 10-й. Другой корпус - и не скажу, что более удобный. Но внешне современней и заметно легче (230 г против 300 с копейками) - хотя достоинство ли это ? Слишком лёгкий корпус тоже не айс. Из хорошего : - задняя крышка не снимается полностью, а откидывается на петлях; - кольцо установки диафрагмы удобнее расположено - у предыдущих оно сидело глубоко, легко было замазать пальцем линзу; - на объективе появилась резьба М35,5х0,5 (что это за стандарт ?) для установки светофильтров. Из плохого : - рукоятка перевода кадров стала неудобной, она едва выступает из корпуса, и только с задней стороны. В ранних моделях рукоятка уверенно захватывалась двумя -тремя пальцами, никаких проблем. Характеристики объектива и затвора остались прежними. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #17 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-Символ (1971-1991), ЛОМО.
Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-simvol/ Это был второй мой фотоаппарат, после Смены-6. Первое отличие от предшественницы, Смены-8М - курковый перевод плёнки, сблокированный со взводом затвора. У всех предыдущих камер взвод и пуск затвора был независим от перевода кадров, поэтому не раз случались двойное экспонирование кадра или, наоборот, его пропуск (нажал кнопку пуска без взвода затвора и перевёл кадр). Курок довольно тугой, с небольшим ходом. Клавиша пуска затвора - не на верхней крышке, а сбоку от объектива, слишком длинная, очень мягкая, с большим ходом. К ней невозможно присоединить тросик спуска затвора. Из-за большого хода клавиши сложно было НЕ пошевелить камеру во время нажатия клавиши. В камере теперь - только одна, подающая, кассета слева, и приёмный вал плёнки справа. По окончании плёнки обязательна её перемотка назад. Совершенно необязательная при двух кассетах функция, а с одной кассетой - без неё никуда. Теперь при случайном или ошибочном открытии задней крышки засвечивается вся отснятая часть плёнки. Хорошо хоть рукоятка обратной перемотки удобная. Счётчик кадров - самосбрасываемый, в отличие от. Видоискатель хуже качеством чем у мод. 8М, и поле обзора значительно больше реального размера кадра. Без параллаксной рамки, но расположен ближе к объективу, значит и параллакс немного меньше. Синхроконтакт теперь "горячий", выведен на скобу крепления фотовспышки. Объектив тот же просветлённый Т-43 4/40, тот же ряд выдержек центрального затвора. То есть технические возможности камеры в целом те же, что у 6-7-8-й моделей. Автоспуск затвора отсутствует. "Символ" означает установку выдержки и диафрагмы по символам погоды и чувствительности плёнки. Никогда не пользовался этой функцией. Или устанавливал экспопараметры по опыту-памяти, или по экспонометру. Большая фотоширота ч/б плёнки прощала довольно серьёзные ошибки, не то что цифровики (ну дайте ж побрюзжать ![]() Зачем-то на объективе проставлены величины расстояний в метрах и футах, часто происходила путаница. Понятно, что футы шли на экспорт, но в СССР-то они и даром не нужны. Величины выдержек затвора переключаются удобным кольцом на объективе, но с какого-то бодуна их значения прописаны снизу объектива, и чтобы их увидеть, надо перевернуть камеру. Не смертельно, но вполне неудобно. Выводы. Безусловные преимущества этой модели - взвод затвора, сблокированный с переводом плёнки, и автосброс нумерации кадров при смене плёнки (раньше забыл это сделать вручную - и гадай, сколько же кадров осталось). Перевод кадров курком намного удобнее, чем у мод. 8М, хоть курок и жёсткий, короткоходный. Но я бы предпочёл головку, как у Смены-6, но сблокированную со взводом затвора. Увы... Отсутствие второй кассеты и обязательность обратной перемотки плёнки считаю серьёзным, ничем не обоснованным недостатком. Куда я дел эту камеру - уже и не вспомню. Наверно, кому-то отдал. На базе Смены-Символ разрабатывались другие камеры с автоматикой, но в дело не пошли. Последний раз редактировалось Kraft; 07.05.2023 в 10:43. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #18 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Смена-стерео (1973, ЛОМО) - подготовлен к выпуску, но в производство не пошёл.
http://www.photohistory.ru/1207248176113443.html http://bar90cameras.ru/smena-stereo-1970-g-net https://doc.vintagetorg.com/foto/639-smena-stereo.html Прототипы разрабатывались на базе Смены-Символ. Объективы Т-43 4/40 или Индустар-73 2,6/40. Затворы от Смены, с тем же рядом выдержек. Размер кадров от 24Х30 до 24Х36 мм. Видоискатель телескопический 0,6х со светящейся рамкой кадрирования. Взвод и спуск затворов в двух объективах камеры сблокированы. Объективы с фиксированной фокусировкой на гиперфокусное расстояние 3 м. Вес камеры 620 г, габариты 20х6х8 см. В комплекте предполагалось 20 стереорамок с базой 65 мм. На фото можно видеть как минимум 6 вариантов прототипов, в том числе с автоматикой экспозиции или просто с экспозамером. Для просмотра снимков нужен стереоскоп. Стереоэффект заметен на небольших расстояниях до объекта съемки, ну там метр-два, дальше он всё менее заметен. Добавлено через 51 минуту Смена-19 (1985-1989, ЛОМО). Объем выпуска - 10 тыс. шт. всех модификаций. http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...0/smena19.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-19/ Видно топтание на месте все 14 лет с момента выпуска Смены-Символ. Камера - та же Смена-Символ с изменённым дизайном, другой клавишей спуска затвора и перемещённым к центру видоискателем (что правильно, у Символа он располагался слишком далеко от центра). Все параметры и конструкция, кроме клавиши спуска затвора, достоинства и недостатки остались те же. Удобнее стал спуск затвора, но сделан он был коряво, ход опять же большой и с трением. Курок протяжки плёнки перед съемкой надо оттягивать дважды (?). Что-то такое мне вспомнилось в связи со Сменой-Символ, но не буду утверждать... И последняя Смена - Смена-35 (1990, ЛОМО). http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...0/smena35.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/smena-35/ За основу взята Смена-8М. Изменения : - много пластика, включая корпус объектива, вес серьёзно снизился - 190 против 230 Г; - кнопка спуска затвора сдвинута к краю, стала удобнее; её стало можно зафиксировать в нажатом положении (удобно при обратной перемотке), но по-прежнему кнопка слишком тугая, и теперь к ней не присоединить тросик ; - видоискатель сдвинут с края камеры к объективу - заметно уменьшился параллакс, но качество ВИ ухудшили; - рукоятка обратной перемотки получила откидную ручку (рулетку), это намного удобнее - впрочем, при использовании 2-х кассет перемотка не нужна ; - синхронизатор вспышки подключается через "горячий" контакт в гнезде для вспышки; - нет резьбы под светофильтры; - убрали шкалу ГРИП; - срезали угол корпуса как раз в месте хвата рукой, а не надо было. Остались недостатки мод. 8М : неудобная рукоятка (звёздочка) перевода кадров, и значения выдержек написаны в нижней части объектива. Что в итоге ? За 50 лет с 1939 г. разработаны и выпущены 15 моделей и модификаций Смены, в количестве далеко за 10 млн. экземпляров. Надёжные, неприхотливые, дешёвые, достаточно качественные для простых задач камеры. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #19 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Продолжаю о фототехнике ГОМЗ-ЛОМО.
Серия двухобъективных среднеформатных фотокамер с шахтным зеркальным видоискателем. Это модели Комсомолец, Любитель, Любитель-2, Любитель-166 и Нева. Общий объем их выпуска составил 3,8 млн. экземпляров. P.S. Сюда же можно отнести трёхобъективную стереокамеру Спутник (1955-1971), выполненную на базе узлов Любитель-2. Такого же типа камеру "Рассвет" подготовили к производству, и изготовили несколько десятков экз. в 1960 на БелОМО. Комсомолец (1946-1950, ГОМЗ) http://rw6ase.narod.ru/index1/kino_f...omsomolec.html Подробно : https://fotoussr.ru/cameras/komsomolec/ История создания этой камеры точно неизвестна, есть разные мнения (см. нижнюю ссылку). В конце концов, прототипом её стал немецкий Voigtlander Brillant. На протяжении производства было несколько модификаций Комсомольца - с разными объективами, разными затворами и др. отличиями - например, поначалу на боковой панели был счётчик кадров, но из-за ненадёжности от него позже отказались. Похоже, разработка Комсомольца не была доведена до конца, и это понятно, время-то какое было. Наоборот - удивительно, что уже в 1946 начали её серийный выпуск. Скорее всего, использовались ещё довоенные наработки, но тем не менее... В полной мере концепция камеры была доведена до ума в модели Любитель, но о ней позже. Кратко опишу камеру. Два объектива : верхний для видоискателя, нижний - съёмочный. Объективы между собой не связаны, верхний объектив служил только видоискателем, имел фиксированный фокус и всего одну линзу, резкость по нему наводиться не могла. Изображение на матовом стекле ВИ было достаточно светлым, но перевёрнутым слева направо. Стенки шахты видоискателя могли использоваться как рамочный видоискатель. Съемочный объектив поначалу был Т-21 6,3/80, с 1949 - Т-22 6,3/75. Оба непросветлённые. ЭФР для 75 мм объектива - около 40 мм, для 80 - около 44 мм, т.е. они достаточно универсальные. Центральный затвор имел ряд выдержек 1/25, 1/50, 1/100 и В, в последней модификации 1950 г. добавились 1/10 и 1/200 с. Использовалась плёнка тип 120, с непрозрачным ракордом. Размер кадра 6х6 см. На ракорде отпечатаны номера кадров и их границы, которые контролировались через заднее окошко с красным стеклом. Перевод кадров не был сблокирован с затвором. В 1947 был подготовлен к выпуску, но не пошёл в серию Комсомолец-2, у которого был более светлый объектив Т-22 4,5/75, и длинный ряд выдержек от 1 до 1/150 с, и полноценный зеркальный видоискатель, по которому наводилась резкость синхронно с основным объективом. После доработки он стал выпускаться под названием Любитель. Последний раз редактировалось Kraft; 09.05.2023 в 15:51. |
![]() |
![]() |
![]() |
[включить плавающее окно] Вверх #20 |
![]() Автор темы Регистрация: 03.06.2004
Адрес: Северный берег Белого моря
|
Любитель (1949-1956), Любитель-2 (1955-1975), Любитель-166 (166-В, 166-У) (1976-1981), ГОМЗ-ЛОМО.
Подробно : https://photoussr.ru/fotoapparat-lyubitel/ https://fotoussr.ru/cameras/global-676/ https://fotoussr.ru/cameras/lubitel-166/ Двухобъективные среднеформатные фотокамеры с шахтным зеркальным видоискателем. Формат кадра 6х6, 12 кадров на плёнке с непрозрачным ракордом. Все модели имели сблокированные объективы. Верхний ахроматическпий объектив служил для кадрирования и наводки на резкость. Он имел светосилу 1:2,8, фокусное 60 или 75 мм и, соответственно, меньшую глубину резкости, чем основной объектив. Тем не менее, фокусироваться было сложно, изображение на матовом стекле, на просвет, было недостаточно резким даже при точной фокусировке. Откидная лупа помогала, но этого мало. Конечно, можно фокусировать по дальномеру или выставив расстояние на глаз, чего обычно бывало достаточно при некоторой тренировке, особенно с прикрытой диафрагмой. Кроме того, на объективе были метки для установки его на гиперфокусное расстояние, и тогда обеспечивалась резкость от 4,5 м до бесконечности. Основной объектив у всех был Т-22 4,5/75, просветлённый, диафрагма до 22. ЭФР около 40 мм. Центральный заобъективный затвор имел ряд выдержек от 1/10 до 1/200 и В, с 1965 г. - от 1/15 до 1/250 и В. В сравнении со шторными, центральные работают тише и не дают заметной вибрации. Штативное гнездо установлено по оси объектива, 3/8", с 1965 г. - 1/4". Разница между Любителями 1 и 2 в отсутствии у 1-го синхронизатора вспышки и автоспуска. В остальном они были практически одинаковы. Перемотка кадров, взвод и спуск затвора независимы у обоих моделей. На объективе обоих моделей - множество рычажков и поводков, расположенных довольно тесно, и не сказать, что их использование удобно. Это установка диафрагмы и выдержки, взвод затвора, спуск затвора, автоспуск и гнездо синхронизатора (у 2-й мод.). По ссылка - подробно с фотографиями. 166-я мод. отличается тем, что у неё перевод кадра сблокирован со взводом затвора, появился счетчик кадров. Кроме того, намного удобнее сделан спуск затвора, остальные регулировки более равномерно распределены на объективе, а синхронизатор выведен на "горячий" контакт салазок для вспышки - но автоспуска не было. Однако конструкция оказалась ненадёжной, и от блокировки перемотки со взводом затвора отказались, начав производство мод. 166-В, по сути аналогичной 2-й модели. У 166-В были автоспуск и "горячая" синхронизация. У всех моделей вспышка синхронизировалась при любой выдержке. Были и экспортные варианты исполнения Любителя-2. "Любители" были одними из самых дешевых камер, даже дешевле Смены. Последний раз редактировалось Kraft; 08.05.2023 в 22:45. |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
Метки |
видеотехника, фототехника |
|
|